Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

  
Муниципальное бюджетное  

общеобразовательное учреждение  
"Средняя школа №4 имени А.А. Леонова" 

Алексей Леонов

 

 

Порядковый номер - 15 (11)
Количество полетов – 2
Суммарный налет - 7 суток 00 часов 33 минуты 08 секунд
Выходов в открытый космос - 1 - первый человек, вышедший в открытый космос

Продолжительность выхода - 23 минуты 41 секунду
(из них 12 минут 09 секунд вне корабля)

Статус - летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС

 

Дата и место рождения:

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области, РСФСР.

Образование и научные звания:

В 1953 году окончил 10 классов средней школы №21 города Калининграда.

В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг (поступил по комсомольскому набору).

В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ).

С сентября 1961 по январь 1968 года проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени Н.Е. Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним». По её окончании получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».

В 1981 году окончил адъюнктуру при ВВИА имени Н.Е. Жуковского. 16 марта 1981 года защитил в ВВИА диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

Профессиональная деятельность:

С 1991 года работал одним из руководителей международной акционерной компании «Четек» и директором фирмы «Четек-космос».

С 1993 года работал президентом чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) «Альфа-капитал», инвестиционной компании «Беринг-Восток» и президентом компании «Восток-Капитал».

С 1997 года работает вице-президентом «Альфа-банка».

По данным на декабрь 2005 года, работал советником по корпоративным отношениям компании (кондитерского объединения) «СладКо».

Воинская служба:

С 30 октября 1957 года служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка (ИАП) 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв. ИАД) 69-й Воздушной армии (ВА) Киевского военного округа.

С 14 декабря 1959 года служил старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й ВА в составе Группы советских войск в Германии.

После отчисления из отряда космонавтов с января 1982 по сентябрь 1991 года служил первым заместителем начальника ЦПК.

12 сентября 1991 года приказом МО СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы в запас. 9 марта 1992 года приказом Главкома ОВС СНГ №330 уволен с действительной военной службы в запас по возрасту. Исключен из списков части 23 марта 1992.

Воинское звание:

Лейтенант (30.10.1957).

Старший лейтенант (28.03.1960).

Капитан (10.07.1961).

Майор (11.01.1964).

Подполковник (18.03.1965).

Полковник (09.11.1966).

Генерал-майор авиации (22.07.1975), с 09.03.1992 - генерал-майор авиации запаса.

Служба в отряде космонавтов и ЦПК:

4 апреля 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС». С 16 января 1963 года был космонавтом отряда космонавтов ЦПК ВВС.

14 марта 1966 года был назначен космонавтом-инструктором 1-го отряда космонавтов ЦПК, а с 25 июня 1966 года - заместителем командира 1-го отряда ЦПК.

21 марта 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1-го управления.

10 февраля 1970 года был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) по летной подготовке космонавтов.

С 30 апреля 1974 года был заместителем начальника ЦПК по космической подготовке.

30 марта 1976 был назначен командиром отряда космонавтов.

26 января 1982 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность первого заместителя начальника ЦПК по летной и космической подготовке.

С 26 января 1982 по сентябрь 1991 года служил первым заместителем начальника ЦПК по летной и космической подготовке.

Космическая подготовка:

7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.

С 16 марта 1960 по 30 марта 1961 года прошел общекосмическую подготовку (ОКП) и 3 апреля 1961 года успешно сдал выпускные экзамены.

С апреля по май 1963 года проходил подготовку в качестве одного из резервных пилотов для полета на космическом корабле (КК) «Восток-5» по программе совместного полета двух кораблей.

С 15 августа 1964 по 25 февраля 1965 года проходил подготовку в качестве второго пилота основного экипажа КК «Восход-2» по программе выхода в открытый космос, вместе с Павлом Беляевым. Выполнил 12 полетов на Ту-104ЛЛ, отрабатывая выход в открытый космос на макете ЗКД («Восход»), 6 полетов на Ил-14 для тренировки с СМК-3.

Первый полет:

C 18 по 19 марта 1965 года в качестве второго пилот КК «Восход-2», вместе с П. Беляевым.
В ходе полета совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунду (из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра).

   Позывной: «Алмаз-2».

 
При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления (из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце) Павел Беляев осуществил ручное управление посадкой, которая произошла в нерасчетном районе в 180 км севернее города Перми. Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки в тайге между деревнями Сороковая и Щучино, но из-за глубокого снега был эвакуирован с места посадки только через двое суток.

Продолжительность полета составила 1 сутки 02 часа 02 минуты 17 секунд.

 

С 10 января 1967 по 8 января 1970 года проходил подготовку по программе облета Луны на КК Л-1 сначала в составе группы, а затем в качестве командира экипажа, вместе с Олегом Макаровым.

С 21 января по 13 сентября 1968 года проходил непосредственную подготовку по программе Н1-ЛЗ (полет на Луну) в качестве командира экипажа, вместе с Олегом Макаровым. В рамках подготовки отрабатывал действия по пилотированию лунного корабля (ЛК) при посадке на Луну и взлете с нее на вертолетных тренажерах Ми-4 и Ми-8, а также прошел тренировки по переходу из лунного орбитального корабля (ЛОК) в ЛК и обратно в скафандре «Орлан-94».

13 мая 1970 года был назначен командиром второго экипажа для полета на ДОС-1 «Салют». С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-1 «Салют» в качестве командира дублирующего экипажа по программе первой экспедиции, вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. Во время старта КК «Союз-10» 23 апреля 1971 года был дублером командира корабля.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа для полета по программе первой экспедиции на долговременную орбитальную станцию (ДОС-1) «Салют», вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. 4 июня 1971 года (за два дня до старта) решением Госкомиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.

С 16 июня по 9 июля 1971 года готовился в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС-1 «Салют», вместе с Николаем Рукавишниковым и Петром Колодиным. Старт планировался на 20 июля 1971 года на КК «Союз-12». Из-за гибели экипажа «Союза-11» полет был отменен.

10 октября 1971 по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС-2 «Салют», вместе с Валерием Кубасовым. Полет был отменен из-за аварии 29 июля 1972 года РН «Протон» во время запуска ДОС-2 «Салют».

С августа по сентябрь 1972 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа, вместе с Валерием Кубасовым, по программе испытательного автономного полета на КК 7К-Т №34 с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Решением Госкомиссии полет был отменен и корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС-3 «Салют», вместе с Валерием Кубасовым. Полет был отменен из-за аварии ДОС-3 «Салют» (получившей в открытой печати наименование «Космос-557») на орбите в мае 1973 года.

С май 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе ЭПАС, вместе с Валерием Кубасовым.

Второй полет:

С 15 по 21 июля 1975 года в качестве командира КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с В. Кубасовым.

В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США).

Позывной: «Союз-1».

 Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду.

 

Общественно-политическая деятельность:

Является Президентом Общества российско-сербской дружбы (2005 год).

Почетные звания:

Дважды Герой Советского Союза (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года).

Летчик-космонавт СССР (1965).

Герой Социалистического Труда НРБ.

Герой Труда ДРВ.

Заслуженный мастер спорта СССР (1965).

Почетный член Российской академии художеств.

Классность:

Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (10.11.1960).

Военный летчик 1-го класса (18.03.1965).

Космонавт 3-го класса (20.03.1965).

Космонавт 2-го класса (29.07.1975).

К моменту зачисления в отряд имел налет 278 часов.

Спортивные достижения:

Имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию, занимался легкой атлетикой (бег на 800 м) и метанием копья.

Публикации:

Соавтор книг «Восприятие пространства и времени в космосе» (1968), «Жизнь среди звезд» (1981).

Имеет 4 изобретения и автор более 10 научных трудов.

Награды:

Награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года), орденом Красной Звезды (1961), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени (1975), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000 года) и 9-ю юбилейными медалями.

Награждён также медалью «Золотая Звезда» Героя НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1965), орденом Карла Маркса и медалью А.Беккера (ГДР, 1965), медалью «Золотая Звезда» Героя Труда ДРВ, орденом Государственного Знамени (ВНР, 1965), орденом «За отличие» I степени (Сирия, 1966), «Золотой медалью партизана» (Италия, 1967).

Семейное положение

Отец - Леонов Архип Алексеевич  (1893 - 1981), электрослесарь-железнодорожник.

Мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна  (1895 - 1967), домохозяйка.

Сестра - Хаданович (Леонова) Александра Архиповна, 1916 г.р., домохозяйка.

Сестра - Леонова Любовь Архиповна, 1919 г.р., инженер совнархоза, на пенсии.

Сестра - Ганичева (Леонова) Раиса Архиповна, 1921 г.р., военпред, на пенсии.

Сестра - Новикова (Леонова) Нина Архиповна, 1922 г.р., старший товаровед-железнодорожник, на пенсии.

Сестра - Кузьменко (Леонова) Надежда Архиповна, 1924 г.р., товаровед.

Брат - Леонов Петр Архипович, 1928 г.р., слесарь-инструментальщик судоремонтного завода.

Сестра - Леонова Антонина Архиповна, 1930 г.р., инвалид 2-й группы.

Брат - Леонов Борис Архипович, 1937 г.р., ихтиолог.

Жена - Леонова (Доценко) Светлана Павловна, 1940 г.р., редактор редакционно-издательского отдела в ЦПК, на пенсии.

Дочь - Леонова Виктория Алексеевна  (21.04.1961 - июль 1996), работала в Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота.

Дочь - Леонова Оксана Алексеевна, 1967 г.р., окончила Военный институт иностранных языков.

Увлечения

Живопись, автор и соавтор восьми альбомов с рисунками на космическую тему.

 

Приложение

Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос.

«Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км... В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил... пока бы они совещались... И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все... гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места.

На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» - 360 литров... Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.

Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом... Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 - 12°С). А давление растет... Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули... видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува... Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до - 140°С, с другой - нагрев до +150°С... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"